понедельник, 16 июля 2012 г.
Home »
» Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».
Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».
Процесс построения предметности образа восприятия:
1) создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур). Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое тело видится вынесенным вперед.
Статья Грегори:
Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение!
Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки).
Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов зрительного восприятия пространства.
Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот! Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге.
Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме. Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее нарушение.
Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:
- потеря констанстности видимого положения предметов
- исчезновение константности формы
- нереальность предметов
Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии адаптации:
- игнорирование перевернутости зрит пространства
- разрыв с логикой предметного мира
- восстановление константности.
В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых нервных связей.
2) псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм:
- объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы
- объект с определенной формой:
- стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе). Необходимость соблюдения предметной нормы.
- жгуты на руке – уходят под кожу
- бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает восприниматься как чернильное пятно.
- маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но кукольное – да.
- 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник). Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт:
- карандаш удерживает предметную ситуацию
- конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного образа.
Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.
Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы восприятия.
2 типа детерминант восприятия:
1. автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации
2. поведенческие – научение, мотивации ценности
Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении.
3 гипотезы:
1) чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих детерминант
2) чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т
3) неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т
1. 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой:
- сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти
- при предъявлении монет
В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.
Рез-т:
- величина монет оценивается выше величины кружков.
- с увеличением достоинства монет растет отклонение величины
2. 2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет.
3. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по предъявлению.
Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.
0 коммент.:
Отправить комментарий