понедельник, 16 июля 2012 г.

Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».

Процесс построения предметности образа восприятия: 1) создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур). Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое тело видится вынесенным вперед. Статья Грегори: Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение! Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки). Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов зрительного восприятия пространства. Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот! Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге. Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме. Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее нарушение. Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира: - потеря констанстности видимого положения предметов - исчезновение константности формы - нереальность предметов Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии адаптации: - игнорирование перевернутости зрит пространства - разрыв с логикой предметного мира - восстановление константности. В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых нервных связей. 2) псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм: - объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы - объект с определенной формой: - стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе). Необходимость соблюдения предметной нормы. - жгуты на руке – уходят под кожу - бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает восприниматься как чернильное пятно. - маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но кукольное – да. - 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник). Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт: - карандаш удерживает предметную ситуацию - конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного образа. Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем. Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы восприятия. 2 типа детерминант восприятия: 1. автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации 2. поведенческие – научение, мотивации ценности Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении. 3 гипотезы: 1) чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих детерминант 2) чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т 3) неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т 1. 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой: - сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти - при предъявлении монет В контрольной группе – картонные кружки вместо монет. Рез-т: - величина монет оценивается выше величины кружков. - с увеличением достоинства монет растет отклонение величины 2. 2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет. 3. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по предъявлению. Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий