понедельник, 16 июля 2012 г.
Home »
» Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения.
Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения.
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.
1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта.
2) предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
3) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз.
Опыты:
Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию.
Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)
Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное
Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему.
Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.
Уровень притязаний:
Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.
Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.
Для измерения важно учесть динамику.
1 этап: предшествующее достижение
2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением.
3 этап: очередное достижение – успех/неудача
4 этап: реакция на успех/неудачу
Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи
Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)
Теория результирующей валентности (Аткинсон):
1) значимость для субъекта успеха и неудачи
2) учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)
+ необходим учет личностных переменных
3) мотив достижения – мотив избегания неудачи
2 тенденции:
Стремление к успеху Избегание неудачи
Адекватный УП Заниженный УП
Нацеленность на решение задачи Избегание участия в решении
Активная позиция Пассивность
Реалистические цели средней сложности Либо слишком сложные, либо слишком простые
Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.
Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации:
1) м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности
2) м-я избегания – задачи «на краях»
Варианты поведения в ситуации неуспеха:
- резкое повышение УП
- тыкание в одну точку
- снижение УП
- отказ от продолжения (защита, агрессия)
3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность
2 способа трактовки УП:
1. индикатор самооценки
2. репрезент мотивации достижения
Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость
Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).
0 коммент.:
Отправить комментарий