понедельник, 16 июля 2012 г.

Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения.

Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным. 2 вида: систематическая и аналитическая. Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов. Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод. «Преимущества» метода: 1. Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция) 2. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех) 3. Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны) Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души. Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций). Локк – 2 вида опыта: 1. Внешний – связан с ощущениями от предметов 3. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума. Ограничения метода интроспекции: 1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого – эмпатия. 2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов. 3. Необъективность. 4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах) 5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения 6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии. Метод интроспекции Использование данных самонаблюдения Что и как наблюдается Рефлексия или наблюдение за деятельностью своего ума Непосредственное постижение фактов сознания (моноспекция) Использование Основной способ получения научных знаний Сырой материал для дальнейшего анализа Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни методом интроспекции! Проблемы самоотчета: 1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями 2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что находится в фокусе внимания 3) действие защитных механизмов Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним проявлениям (проблема реконструкции): - психофизиологические корреляты - мимика - вербалика - продукты деятельности Выготский: научное познание и непосредственное восприятие нимало не совпадают, необходима реконструкция фактов методом истолкования или интерпретации следов (косвенно!) - термометр. Самонаблюдение есть инструмент в ряду других инструментов, как глаз у физиков. Необходимо принципиально выйти за пределы естественного опыта! Разграничить, разделить научное понятие от специфического восприятия можно только на почве косвенного метода. Мы видим лишь маленький отрезок мира; наши чувства дают нам мир в выдержках, извлечениях, важных для нас. Психика есть орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль – не в отражении (отражает и непсихическое; термометр точнее, чем ощущение), а в том, чтобы не всегда верно отражать, т.е. субъективно искажать действительность в пользу организма. Психика есть высшая форма отбора. Задача психологии – выяснить, в чем польза того, что глаз не видит многого из известного в оптике. Выход научного познания за пределы восприятия коренится в самой психологической сущности познания.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий